Библиотека 

<<НАЗАД                 СОДЕРЖАНИЕ               ВПЕРЕД>>

 

ИСКУПЛЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК И ЕГО ПОЛОЖЕНИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

 

13. Христос соединен с каждым человеком

Через опыт непрерывно возрастающей во все более убыстряющемся ритме человеческой семьи Церковь глубже проникает в тайну Христа; и Церковь все яснее понимает, что в центре всей той многообразной деятельности, которую Ей надлежит выполнять - в соответствии с мудрыми указаниями Павла VI (15) - находится единственный путь, по которому должна идти Церковь наших дней : путь, испытанный веками, и, вместе с тем, путь будущего. Этот путь указал Сам Господь Иисус Христос, когда, как говорит Собор, "Он, Сын Божий, через Свое воплощение, соединился неким образом с каждым человеком" (16). Церковь, следовательно, видит свою главную задачу в том, чтобы это соединение могло постоянно осуществляться и обновляться. Церковь жаждет служить одному - чтобы каждый человек мог найти Христа, чтобы Христос мог с каждым человеком пройти весь путь жизни силой тон истины о человеке и о мире, которая заключена в тайне Воплощения и Искупления, силой той любви, которую она источает. В основании постоянно развивающихся процессов истории, которые особенно в наше время как будто приносят плоды в разных системах, мировоззрениях и режимах, Иисус Христос как бы снова оказывается с нами - несмотря на всю видимость Его отсутствия, несмотря на все ограничения институционального присутствия и деятельности Церкви. Иисус Христос присутствует среди нас силой той истины и любви, которые выразились в Нем с такой уникальной и неповторимой полнотой, хотя земная Его жизнь была короткой, и еще короче была Его общественная деятельность. 

 

Церковь и благо людей

Иисус Христос - основной путь Церкви. Он, и никто другой, есть наша дорога к "Дому Отца" (Ин 14, 2) . И Церковь должна, невзирая ни на что, двигаться по этому пути, который ведет от Христа к человеку, пути, на котором Христос "соединяется с каждым человеком". Ибо это есть необходимое условие как земного, так и вечного блага человека. Церковь, чтущая Христа, Церковь, внутренняя жизнь которой основывается на той тайне, что Христос есть путь, истина и жизнь, не может оставаться безучастной ко всему, что служит истинному благу человека, не может оставаться равнодушной ко всему, что этому благу угрожает. Во многих документах Второго Ватиканского Собора отразилось глубочайшее стремление Церкви к тому, чтобы жизнь на земле во всех отношениях "более соответствовала бы высочайшему достоинству человека" (17), была бы "более человечной" (18). И это - забота Самого Христа, Доброго Пастыря всех людех. Как известно, в Пастырской Конституции Второго Ватиканского Собора "О Церкви в современном мире" записано следующее "Церковь, в силу присущего Ей долгаи назначения", - и, прибавим, в силу Ее глубокой заботы о человеке,-"никоим образом не совпадает ни с каким-либо политическим обществом, ни с какой-либо политической системой. Ибо Она - знак и одновременно защитница человеческой личности, обладающей трансцендентным характером" (19). 

 

Церковь и живой человек

Так что речь идет об истине, заключенной в человеке, обо всей полноте человеческого бытия. Не об "абстрактном человеке" говорим мы здесь, но о человеке живом, "конкретном", "историческом". Мы имеем в виду каждого человека, потому что каждый человек охвачен тайной Искупления, в которой Христос навеки соединен со всеми. Человек входит в мир через зачатие в материнском лоне и через рождение матерью. Именно поэтому каждый человек причастен к тайне Искупления, и на каждого человека распространяется забота Церкви. Эта забота полностью охватывает всего человека и совершенно особым образом сосредоточивается на его сущности. Основное внимание Церкви направлено на человека, ибо он обладает единственной и неповторимой природой, несмотря ни на что, сохраняющей "образ и подобие" Самого Бога. Именно на это указывает Второй Ватиканский Собор, когда, говоря об этом подобии, напоминает, что "только человека, из всего сотворенного на земле, Бог восхотел ради его самого" (20). Человек, каким его "восхотел" и от вечности "избрал" Бог, человек, призванный и предназначенный к обожению и славе, это и есть "каждый" человек, самый "конкретный" и самый "реальный" человек. Через Иисуса Христа он стал причастным ко всей полноте тайны Искупления, той тайны, к которой с самого мгновения своего зачатия под материнским сердцем становится причастным каждый из четырех миллиардов человек, живущих на пашен планете. 

 

14. Церковь на всех своих путях стремится к человеку

Церковь не должна предавать забвению человека, судьба которого - предназначение, призвание, рождение и смерть, спасение или гибель - столь тесными и неразрывными узами связана со Христом. Мы имеем в виду каждого живущего на этой планете, на той земле, которую Творец дал первому человеку, сказав мужу и жене : "наполняйте землю и обладайте ею" (Быт 1.28). Мы говорим о каждом человеке и обо всей единственности и неповторимости его бытия и деяний, его ума и воли, его сознания и сердца. Любой человек неповторим (ибо он есть "личность") . У каждого своя жизненная судьба и, прежде всего, собственный духовный путь. Соответственно духовной восприимчивости, а также и многообразным потребностям тела и земного существования каждый человек творит собственную судьбу, на которую влияют различные связи, контакты, ситуации, социальные структуры, об'единяющие отдельного человека с другими людьми, - и это с первого мгновения своего существования на земле, с мгновения зачатия и рождения. Человек во всей истине своего существования, своего личного и вместе с тем общественного, социального бытия - среди родных, в обществе, на самых разных уровнях и в самом разном окружении, среди своей нации, своего народа (и, быть может, еще более среди своего клана или племени) , в кругу всего человечества - такой человек и есть первый путь, по которому должна следовать Церковь во исполнение своей миссии; человек - вот первый и главный путь Церкви, путь, намеченный Самим Христом, путь, который неизменно проходит через тайну Воплощения и Искупления. 

 

Человек посреди греха и добродетели

Этого именно человека, во всей иеною его жизни, его сознания, в его постоянном тяготении к греху и вместе с тем в постоянном стремлении к истине, добру и красоте, к справедливости и любви, имел в виду Второй Ватиканский Собор, когда, характеризуя положение человека в современном мире, неоднократно переходил от внешних деталей этого положения к внутренней истине человечества : "Ибо в самом человеке противоборствуют различные силы. Будучи тварью, он, с одной стороны, ощущает себя неограниченным в своих стремлениях и призванным к высшей жизни. Прельщаемый многими вожделениями, он постоянно стремится к выбору между ними или же к отказу от них. Мало того, немощный и грешный, нередко он делает то, чего не хочет, а то, что хотел бы делать, не делает. Поэтому он страдает от разделения в себе самом, из чего возникают столь многие и столь большие нестроения обществе" (21). 

 

Церковь должна вникать в конкретное положение человека

Такой человек и есть путь Церкви - путь, лежащий в основании всех путей, которыми должна следовать Церковь, ибо человек - каждый без исключения человек - искуплен Христом, потому что с каждым без исключения человеком так или иначе соединен Христос, хотя бы сам человек и не отдавал себе в этом отчета. "Христос, умерший и воскресший за всех", может дать человеку Духом Своим свет и силу, чтобы человек мог ответить своему наивысшему призванию" (22). 

 

Человек - вот путь Церкви, путь Ее жизни. Ее повседневной деятельности. Ее посланничества и Ее работы. Так что Церковь наших дней должна вновь и вновь вникать во все, что составляет "обычную" жизнь человека. Церковь, следовательно, должна постоянно учитывать все те новые направления, которые раскрываются перед человеком. Но Церковь должна следить и за всем тем, что угрожает человеку. Она должна также вникать и во все то, что, как кажется, противоборствует естественным усилиям "сделать жизнь человека более человечной" (23). Церковь должна внимательно наблюдать за всем этим и стремиться к тому, чтобы земная жизнь более соответствовала подлинному достоинству человека. Одним словом. Церковь должна вникать во все, что противостоит усилиям, направленным на улучшение жизни человека. 

 

15. Чего боится современный человек

Будем же сохранять в памяти живым образ современного человека, начертанный столь точно и авторитетно Вторым Ватиканским Собором. Постараемся воплотить в жизнь все указания Собора относительно современного человека - воплотить с учетом как "знамений нашего времени", так и требований нынешней ситуации, не только постоянно меняющейся, но и развивающейся в разных направлениях. 

 

Человек боится собственного дела

Создается впечатление, что современному человеку постоянно угрожает то, что он создает, то есть плоды его трудов и еще больше плоды его интеллекта, и его воли. 

 

Плоды многообразной деятельности человека не только и не столько подвергаются "отчуждению", то есть оказываются отобранными у производителя, но часто очень быстро и непредвиденным образом, косвенно или прямо, обращаются против самого же человека. К этому приводят, по крайней мере частично, даже косвенные последствия человеческой деятельности. Кажется, что в этом и состоит взятая в ее самом обширном и универсальном измерении основная суть трагедии современного человеческого существования. В результате человека все больше охватывает страх. Он опасается, что плоды его труда могут коренным образом обернуться против него; конечно, не все, и даже не большая их часть, но некоторая, та именно, в которой отразились лучшие стороны его гения и его способности к творчеству. Он опасается, что дело его рук может превратиться в средство и орудие самоуничтожения, превосходящего всякое воображение, по сравнению с которым все известные в истории человечества катаклизмы и катастрофы покажутся ничтожными. Может возникнуть вопрос: как случилось, что мощные творческие способности, изначально данные человеку для обладания землею, обратились против него, вызывая понятное чувство тревоги, чувство осознанного или неосознанного страха, чувство по-разному проявляющейся угрозы, ныне ощущаемой веси человеческой семьей. 

 

Угроза для естественной среды обитания человека

Угрозы человеку, исходящие от плодов его деятельности, многообразны и имеют разные степени интенсивности. Кажется, что мы все больше осознаем необходимость рационального и справедливого планирования эксплуатации земли, той планеты, на которой мы живем. В то же время эксплуатация земли в целях не только промышленных, но и военных, а также и не контролируемое и не организованное в мировом масштабе и противоречащее подлинному гуманизму развитие техники несут в себе угрозу для среды обитания. Все это отчуждает и отрывает человека от природы. Создается впечатление, что человек часто относится к природе, как потребитель, стремящийся немедленно использовать ее в своих чисто утилитарных целях. Наоборот, воля Творца состоит в том, чтобы человек стал умным и достойным "господином" и "хранителем" природы, а не ее безответственным "эксплуататором" и "разрушителем". 

 

Совпадает ли материальный прогресс с моральным и духовным?

Развитие техники и развитие современной цивилизации, отмеченное огромными техническими достижениями, требуют соответственного развития нравственной жизни и этики. К сожалению, развитие нравственной жизни и этики постоянно отстает. Безусловно, легко усмотреть в замечательном техническом прогрессе подлинные знаки человеческого величия. Уже книга "Бытия", начиная с описания сотворения мира, свидетельствует о начатых творческих способностей человека. И все же этот прогресс не может не причинять беспокойства. Это беспокойство возникает прежде всего по поводу самой существенной и фундаментальной проблемы : способствует ли прогресс, который ныне так сильно превозносят, тому, чтобы жизнь человека на земле стала во всех смыслах более "человечной", более достойной человека? Нет никакого сомнения, что в некоторых аспектах это так. Вопрос однако, настойчиво возвращает нас к самому существенному: становится ли человек как таковой - при таком прогрессе - действительно лучше, иными словами, становится ли он более зрелым духовно, более сознающим достоинство своей природы, более ответственным, более открытым по отношению к другим, особенно по отношению к обездоленным и слабым; становится ли он более способным к самоотдаче и помощи другим? 

 

Этот вопрос должны задать христиане - именно потому, что Иисус Христос всех их наделил способностью проникаться заботами и нуждами других людей. Но этот же вопрос должны задать себе также и все люди, особенно те из них, кто по своему общественному положению принимает активное участие в деятельности, способствующей современному прогрессу. Рассматривая процесс нынешнего развития, участвуя в нем, не следует впадать в некую эйфорию и, тем более, в односторонний энтузиазм по поводу современных достижений; мы должны со всей искренностью, об'ективностью и глубоким чувством моральной отвественности поднимать существенные вопросы, касающиеся настоящего и будущего человечества. Соответствует ли моральный и духовный прогресс человечества современным, а также и планируемым в будущем техническим достижениям? В этих условиях человек как таковой развивается и идет вперед или же регрессирует и деградирует? Побеждает ли добро в людях "этого земного общества", которое само по себе есть мир добра и зла? Возрастают ли по- настоящему в людях и между людьми любовь ко всем без исключения членам общества, уважение прав других людей - любого человека, любого народа, любой нации? Или же, напротив, умножается разного рода эгоизм, крайний национализм, вместо подлинной любви к родине, стремление властвовать над другими, выходя за границы своих законных прав и заслуг, а также и стремление поставить весь материальный, технический и производственный прогресс исключительно на службу собственным целям - целям господства над другими во имя того или иного империализма? 

 

Озабоченность Церкви ходом прогресса

Вот те существенные вопросы, которые не могут не волновать Церковь, ибо эти вопросы так или иначе, в той или другой форме волнуют миллиарды людей, живущих в современном мире. Тема развития и прогресса - на устах у всех, на страницах всех существующих изданий и публикаций, о ней говорят на всех языках современного мира. Не забудем, однако, что эта тема слагается не только из положительных утверждений, дающих людям уверенность, но также из вызывающих тревогу и беспокойство вопросов, которые не менее важны, чем первые. Эти вопросы обусловливаются природой человеческой совести и еще более первостепенной необходимостью заботы человека о человеке, о собственной его природе, о будущем людей на земле. Церковь, воодушевленная верой в грядущее Царствие, рассматривает эту заботу о человеке, об его природе, о будущем всех людей на земле и, следовательно, заботу о ходе развития и прогресса как существеннейший и необходимейший элемент своей миссии. Начаток этой заботы дан Церкви Самим Иисусом Христом, как и свидетельствует о том Евангелие. И поэтому Церковь как Тело Христово стремится постоянно развивать с помощью Самого Иисуса Христа эту свою заботу, вникая в свете важнейших знамений нашего времени в положение человека в современном мире. 

 

16. Прогресс или угроза?

Приоритет этики над техникой

Но если, следовательно, наше время, время нашего поколения, время приближающегося конца второго тысячелетия христианской эры раскрывается как время великого прогресса, то оно одновременно раскрывается и как время, несущее человечеству многочисленные угрозы. И Церковь должна говорить об этом всем людям доброй воли и постоянно развивать с ними диалог на эту тему. Создается впечатление, что жизнь человека в современном мире далека от об'ективных требований морали, равно как и от требований справедливости и в еще большей степени любви ко всем членам общества. Именно такого рода требования и нашли свое выражение уже в первых словах Творца к человеку, когда Творец благословил его "обладать" землею (24) (Быт 1.28). Второй Ватиканский Собор в главах, посвященных учению о "царственности" человека, то есть о призвании человека к царскому служению Самого Христа (25), прекрасно выразил все непреходящее значение первых слов Творца к человеку, подтвержденное Тайной Христова Искупления. Человек получил от Творца "царственность" и "господство", чтобы обладать видимым миром. Основной смысл этого сводится к приоритету этики над техникой, к примату личности над вещью, к преобладанию духа над материей. 

 

Не "иметь", но "быть"

Именно поэтому, рассматривая все фазы современного прогресса, необходимо сделать как бы рентгеновский снимок его отдельных этапов. Дело касается развития личности, а не накопления вещей, которые служат людям. Ибо, как сказал один современный философ и подтвердил Собор, лучше "больше быть", нежели "больше иметь" (26). Действительно, уже существует реальная и ощутимая опасность: стремительное возрастание власти человека над миром вещей сопряжено с риском, что это господство станет неуправляемым, а сам человек разнообразными способами будет порабощен этим миром и станет об'ектом - пусть не всегда ясно ощущаемых - манипуляций со стороны всей организации общественной жизни, системы производства, средств массовой коммуникации, постоянно оказывающих на него давление. Человек не должен отрекаться от самого себя, от своего места в этом мире; он не должен быть рабом вещей, рабом экономических систем производства, рабом того, что он сам произвел. Всякая цивилизация, принявшая чисто материалистическое направление, обрекает человека на такое рабство, даже если первоначальные принципы и намерения ее зачинателей были иными. Безусловно, именно эта проблема лежит в основе заботы наших современников о человеке как таковом. Суть не в том, чтобы дать абстрактный ответ на вопрос: что есть человек ? но в том, чтобы жизнь и цивилизация соответствовали ответу на этот вопрос, то есть в раскрытии смысла того, что наполняет нашу обыденную жизнь, а также и того, что является предпосылкой для многих культурных, политических, экономических, социальных, государственных и других программ. 

 

Наше время и притча о богаче и бедном Лазаре

Если мы осмеливаемся определить положение человека в современном мире как далекое от об'ективных требований морали, справедливости и, в еще большей степени, любви ко всем членам общества, то лишь потому, что об этом свидетельствуют всем известные факты, которые уже неоднократно находили отклик на страницах папских, соборных и синодальных документов (27) . Безусловно, положение человека нашего времени характеризуется большим разнообразием, которое проявляется по-разному. Конечно, эти различия связаны с определенными историческими причинами, но, как бы то ни было, они получают сильный резонанс этического характера. Ведь всем хорошо известно, что суть потребительской цивилизации состоит в избытке благ, получаемых как отдельным человеком, так и целым обществом, тогда как другие общества - по крайней мере их обширные слои - страдают от голода, и каждый день множество люден умирает от истощения и недоедания. Одновременно при этом некоторые явно злоупотребляют свободой (это связано именно с не контролируемым с нравственной точки зрения потребительским отношением к жизни) и в результате ограничивают свободу других, то есть тех, кто страдает от разных лишений, кто находится в условиях крайней нужды и нищеты. 

 

Эти всем известные факты явного неравенства были отмечены в понтификальных документах Пап нашего столетия, а в самое последнее время - в понтификальных документах Иоанна XXIII и Павла VI . Эти факты представляют собой как бы гигантское развертывание притчи о богаче и о бедном Лазаре. И все это заставляет задуматься над смыслом структур и механизмов финансовой, денежно-валютной, производственной и торговой сфер, которые, благодаря политической поддержке, управляют мировой экономикой. Эти структуры и механизмы оказались не в состоянии устранить социальную несправедливость, унаследованную от прошлого. Они также не в состоянии удовлетворить нравственные требования современности и дать ответ на вызов тех, кто призывает к их устранению. Подчиняя человека напряжению, им же самим создаваемому, расточая в ускоренном темпе материальные и энергетические ресурсы, разрушая среду обитания, эти структуры способствуют непрерывному расширению зон нищеты и возникновению связанных с ней чувств горечи, обиды и ощущения своей беспомощности (29). 

 

Перед нами драма, которая никого не может оставить равнодушным. Главным действующим лицом этой драмы всегда остается человек, независимо от того, получает ли он максимальную выгоду или терпит убыток и ущерб. Драма эта усугубляется тем, что бедные слои населения соседствуют с привилегированными, а малоразвитые страны - с высокоразвитыми, которые чрезмерно умножают свои богатства, что часто становится - именно из-за чрезмерности этих богатств - причиной многих социальных волнений и беспорядков. К этому прибавляются лихорадка инфляции и бедствия безработицы, которые также являются симптомами морального беспорядка, характерного для современного мира. Этот моральный беспорядок требует принятия мужественных и творческих решений, отвечающих подлинному достоинству человека (30). 

 

Необходимость изменений в структуре экономической жизни

Подобная задача вполне осуществима. Принцип солидарности, взятый в самом широком смысле, должен вдохновлять всех на эффективные поиски соответствующих институций и механизмов; речь идет не только об обмене, при котором следует руководствоваться законами здорового соревнования, но также и о плане более широкого и более непосредственного перераспределения богатств и контроля над ними, чтобы народы экономически слаборазвитых стран могли не только удовлетворять свои первостепенные нужды, но и развиваться постепенно и эффективно. 

 

Только истинное обращение ума, воли и сердца даст возможность продвинуться по этому трудному пути, имеющему целью необходимые преобразования структур экономической жизни. Эта задача требует решительного участия свободных и солидарных людей и народов. Слишком часто смешивают свободу с инстинктом индивидуального или коллективного интереса или с инстинктом борьбы и господства, независимо от придаваемои такому инстинкту идеологической окраски. Очевидно, что подобные инстинкгы существуют и действуют; но нельзя осуществить подлинно человеческую экономику, если эти инстинкты не будут подчинены и верно ориентированы более глубинными силами, скрытыми в человеке, теми силами, которые определяют настоящую культуру каждого народа. Именно благодаря этим источникам должно родиться усилие, в котором выразится истинная свобода человека и которое будет способно обеспечить эту свободу и в экономической области. Экономическое развитие, со всеми присущими ему особенностями функционирования, постоянно должно планироваться и осуществляться с учетом всеобщего и совместного развития отдельных людей и народов, как об этом с большой силой напомнил наш предшественник Павел VI в энциклике "Прогресс народов". Без этого сама категория "экономического прогресса" становится самодовлеющей категорией высшего порядка, подчиняющей целое человеческого существования своим частичным требованиям; она душит человека, вносит в общество разделение и, в конечном счете, сама погрязает в собственных противоречиях и крайностях. 

 

День Страшного Суда

О том, что подобная задача осуществима, об'ективно свидетельствуют многие факты и достижения, которые трудно здесь перечислить в подробностях. Но ясно одно : в самом начале этого гигантского предприятия следует осознать необходимость той моральной ответственности, которую каждый человек должен принять на себя, нести и углублять. Прежде всего - человек. Для нас, христиан, весь смысл такой ответственности становится совершенно очевидным, когда мы вспоминаем - что необходимо делать постоянно - картину Страшного Суда, нарисованную Христом в Евангелии от Матфея (25, 31-46). 

 

Продажа оружия молодым государствам

Стараясь постичь смысл человеческой истории, всегда необходимо помнить об этой эсхатологической картине, которая должна быть "мерой" всех человеческих действий, как бы основой испытания совести каждого и всех : "Ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть..; был наг и не одели Меня..; болен и в темнице, и не посетили Меня" (Мф 25, 42-43). Эти слова приобретут еще большую силу предостережения, если мы вспомним о том, что новым, пробуждающимся к самостоятельной жизни государствам и нациям вместо хлеба и культурной помощи дают, и часто в изобилии, современное оружие, средства уничтожения, позволяющие этим молодым государствам и нациям участвовать в вооруженных конфликтах и войнах, которые служат не защитой их законных прав и суверенитета, а представляют собой скорее форму проявления шовинизма, империализма, неоколониализма в самых разных видах. Все мы хорошо знаем, что зоны нищеты и голода, существующие на нашей планете, могли бы быть "удобрены" в короткий срок, если бы гигантские капиталовложения в производство оружия, служащего войне и разрушению, были обращены в инвестиции, служащие жизни. Возможно, это рассуждение покажется иным несколько "абстрактным"; быть может, оно даст повод той или другой "стороне" упрекать другую, забыв о собственной вине. Возможно, это вызовет новые обвинения в адрес Церкви; Церковь, однако, не располагая иным оружием, кроме оружия духа, слова и любви, не может отказаться от заповеданного Ей : "Проповедуй Слово... во время и не во время" (2 Тим 4-2). И поэтому Она не перестает умолять каждую из сторон, умолять всех во имя Бога и во имя человека : не убивайте друг друга! Не готовьте людям уничтожение и истребление! Подумайте о ваших братьях, которые страждут от голода и нищеты! Уважайте достоинство и свободу каждого человека ! 

 

17. Права человека: "буква" или "дух"?

Организация Об'единенных Наций

Наше столетие было до сих пор столетием больших бедствий для человека, великих опустошений - не только материальных, но и моральных, - быть может, прежде всего - моральных. Конечно, нелегко с этой, моральной, точки зрения сравнивать эпохи и столетия, ибо многое зависит и от меняющихся исторических критериев. И тем не менее, даже не прибегая к каким-либо сравнениям, необходимо констатировать, что люди нашего столетия сами принесли себе множество страданий и несправедливостей. Можно ли сказать, что этот процесс ныне замедлился? Во всяком случае тут необходимо напомнить о замечательных усилиях, предпринятых в связи с созданием Организации Об'единенных Наций, об активном стремлении определить и утвердить подлинные и нерушимые права человека, а также и том, что каждое государство, вошедшее в состав ООН, обязалось строго соблюдать у себя права человека. И все это вызывает чувство признательности и дает большую надежду на будущее. Такое начинание должно было бы гарантировать, что права человека повсюду лягут в основу всех подлинных усилий, направленных на благо человека. 

 

Мир на земле - это уважение прав человека

Церкви не нужно лишний раз подтверждать, что защита прав человека теснейшим образом связана с Ее миссией в современном мире. Ибо именно защита прав человека лежит в основой общественного, и международного мира, как о том говорил Иоанн XXIII, Второй Ватиканский Собор, а также и Павел VI в специальных документах, посвященных этой теме. В конечном счете мир между людьми - это уважение неот'емлемых прав человека, мир есть результат справедливости - opus justitiae pax - тогда как война рождается в результате нарушений этих прав, принося с собой еще более тяжкие их нарушения. Но особенно прискорбно нарушение прав человека в мирное время. С точки зрения прогресса такое нарушение кажется совершенно непонятным. И такую борьбу за права человека совершенно невозможно согласовать с какой бы то ни было программой, называющей себя "гуманистической". А какая же социальная, экономическая, политическая или культурная программа может отказаться от такого определения? Мы по-настоящему убеждены, что во всех современных программах, - даже если идеологии, на которых они основываются, противоречат друг другу, - на первом плане человек. 

 

Нарушение прав человека влечет за собой нарушение прав нации

И все же, вопреки этому, права человека нарушаются самыми различными способами, и мы являемся свидетелями существования концлагерей, насилия, пыток, терроризма и всякого рода дискриминаций. Не означает ли это, что все такие нарушения представляют собой следствие иных исходных моментов, которые подрывают, а часто, в каком-то смысле, и вообще уничтожают действенность гуманистических основ современных программ и систем. Следовательно, необходимо постоянно подвергать эти программы проверке, исходя из подлинных и неот'емлемых прав человека. 

Безусловно, стремление покончить с причинами, которые привели к последней мировой войне с ее ужасным опытом, не являлось единственным побудительным мотивом для тех, кто провозглашал Декларацию Прав Человека и учреждал Организацию Об'единенных Наций. Предполагалось, что как Декларация Прав Человека, так и Организация Об'единенных Наций станут базой для постоянной проверки программ, систем и режимов, причем исходной точкой будет именно то, что является единственным и основным, то есть - благо людей, еще точнее, благо личности в обществе. И это благо, являясь главнейшей основой общего блага, должно послужить истинным критерием всех программ, систем и режимов. Поистине, нарушение прав человека влечет нарушение прав тон нации, с которой человек связан органическими узами, как с разросшейся семьей. Этот знаменательный факт неоднократно подтверждался историческим опытом человечества. 

 

Благо одной партии, которая отождествляет себя с государством

Уже в первой половине нынешнего столетия, в период, когда стали развиваться разного рода тоталитарные режимы, которые, как всем хорошо известно, привели к ужасной военной катастрофе, - Церковь ясно определила свою позицию по отношению к этим режимам. В то время всем казалось, что они служат высшему благу, то есть благу Государства; однако дальнейшее течение истории воочию показало, что это было служение ради блага лишь какой-то одной партии, отождествлявшей себя с государством (31). В действительности эти режимы ограничивали свободу граждан, отказываясь признавать их неот'емлемые права, те права, которые к середине нашего столетия были сформулированы и получили международное признание. Церковь разделяет радость этого завоевания со всеми людьми доброй воли, теми людьми, которые действительно любят справедливость и мир. Но Она сознает, что "буква" сама по себе может убивать и что только "дух животворит" (2 Кор 3.6). Поэтому Ей надлежит вместе со всеми людьми доброй воли постоянно вопрошать: означает ли принятие "буквы" Декларации Прав Человека повсеместное и соответствующее осуществление ее "духа"? Ибо есть обоснованные опасения, что очень часто мы еще далеки от такого осуществления и что иногда развитие государственной и общественной жизни входит в прискорбное противоречие с "буквой", то есть с формальным определением прав человека, так как оно дано в Декларации. И особая вина перед своим обществом и перед историей лежит на тех, кто способствовал установлению подобного порядка вещей, сопряженного с тяжкими последствиями для того или иного общества. 

 

Народ - хозяин своей судьбы

Основная идея, основной смысл существования государства, рассматриваемого как политическое об'единение, заключается в том, чтобы общество, народ, который его образует, был хозяином своей судьбы. Но если власть осуществляется без морального участия общества, если какая-то определенная группа людей навязывает свое господство другим, тогда основная идея государства так и остается идеей, не реализуясь на практике. Все это имеет исключительное значение в нашу эпоху, ибо теперь чрезвычайно возросло общественное сознание людей, и, вместе с тем, возросла потребность правильного участия граждан в политической жизни общества (32) - разумеется, в соответствии с реальными условиями существования каждого народа и необходимостью известного общественного авторитета. Эти проблемы имеют первостепенное значение как для прогресса самого человека, так и для общего развития человечества. 

 

Государство должно служить общему благу

Церковь во все времена стремилась внушить каждому человеку чувство долга по отношению к общему благу, воспитывая таким образом добрых граждан в каждом государстве. Вместе с тем Церковь всегда учила, что первый долг власти - заботиться об общем благе всего народа; отсюда вытекают основные права самой власти. И во имя этих предпосылок об'ективно этического характера права власти должны основываться именно на уважении подлинных и неот'емлемых прав человека. То общее благо, которому служит власть в государстве, в полной мере реализуется лишь тогда, когда все граждане уверены в своих правах. В противоположном случае общество разрушается, возникает сопротивление властям, или же сами власти начинают всячески притеснять, запугивать, насиловать, терроризировать граждан - многочисленные примеры такого рода являют нам тоталитарные режимы нашего столетия. Так что принцип социальной справедливости становится в жизни любого политического организма мерилом справедливости режима. 

 

Религиозная свобода - основной показатель настоящего прогресса

Одно из прав человека - это право на свободу совести, и не ошибаются те, кто считает, что это право включает в себя право свободного исповедания религии. Второй Ватиканский Собор счел крайне необходимым разработать более обширную Декларацию на эту тему. Эта Декларация получила название "О достоинстве человека". В этом документе, базирующемся на предпосылках, диктуемых опытом самого человека, его разумом и чувством собственного достоинства, нашла выражение не только богословская сторона проблемы прав человека, но также и та ее сторона, которая исходит из естественного права, или, другими словами, права, рассматриваемого с чисто человеческой точки зрения. Безусловно, ограничение религиозной свободы оборачивается прискорбным опытом как для отдельного человека, так и для общины; однако хуже всего то, что такое ограничение затрагивает самую суть достоинства человека, независимо от исповедуемой им религии или его мировоззрения. Ограничение религиозной свободы и ее нарушения противоречат достоинству человека и его подлинным правам. И в упомянутом соборном документе со всей ясностью говорится, в чем именно состоит нарушение и ограничение религиозной свободы. Без всякого сомнения, в случае ограничения и нарушения религиозной свободы мы непосредственно сталкиваемся с коренной несправедливостью, ибо в этом случае затрагивается наиболее глубокое в человеке, то, что и делает его человеком. В самом деле, даже неверие, безрелигиозность и атеизм как проявления человеческого духа могут быть поняты только в связи с религией и верой. Поэтому трудно, даже с "чисто человеческой" точки зрения, согласиться с тем, что только атеизм имеет права гражданства в общественной и социальной жизни, тогда как верующих терпят с трудом, считают их людьми низшей категории, а иногда - что уже случалось - и вовсе лишают гражданских прав. Говорить об этой проблеме, хотя бы и коротко, необходимо и потому, что она входит в комплекс проблем современного человека. Ибо она, как и другие, также свидетельствует, насколько положение человека в современном мире отягощено разного рода предрассудками и несправедливостями. Если я воздерживаюсь от более подробного рассмотрения этой проблемы - хотя это мое право и особый долг - то прежде всего потому именно, что, как и все страдающие и гонимые за имя Христово, больше верю в искупительную силу Креста Христова, чем в силу своих слов. Но тем не менее в силу моего служения я хочу от имени всех верующих, рассеянных по миру, обратиться к тем, от кого в той или иной степени зависит организация общественной и социальной жизни, с настойчивой просьбой уважать права религии и деятельность Церкви. Не привилегий мы просим, но уважения элементарного права. Соблюдение этого права является одним из главнейших показателен подлинного человеческого прогресса при любом режиме, в любом обществе, системе или среде. 

  

<<НАЗАД                 СОДЕРЖАНИЕ               ВПЕРЕД>>